ПОДЕЛИТЬСЯ
28 декабря 2023, 18:54
QJ League выводит футбол в Казахстане на новый уровень
Хотят доказать, что даже юношеский спорт в нашей стране может быть интересным.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Хотят доказать, что даже юношеский спорт в нашей стране может быть интересным.
Футбол - самый популярный вид спорта в Казахстане. По оценкам министерства туризма и спорта, в эту игру играют больше миллиона человек: это фактически каждый двадцатый гражданин страны.
Успехи национальной сборной в квалификации Евро породили новую волну популярности футбола: Казахстан все еще имеет шансы попасть на Евро-2024 и вошел в сотню лучших сборных мира по итогам года.
Однако на клубном уровне побед в последнее время немного: команды из национальной лиги находятся в стагнации. Одной из главных причин является зависимость от государственных средств: клубы просто не умеют зарабатывать самостоятельно, существуя исключительно за счет дотаций.
Ежегодные затраты государства на поддержку каждой команды в КПЛ начинаются от 1,2 миллиарда тенге: это до 90 процентов расходов бюджета на спорт в регионах. Таким образом, от неэффективной траты денег на футбол страдают все остальные виды спорта.
В этом году вопрос сдвинулся с мертвой точки. В стране запустили QJ League: проект для юношей 17-18 лет, который существует за деньги частного инвестора, Тимура Турлова.
"QJ League – это большой социальный проект, который КФФ и ПФЛК реализуют в тесном сотрудничестве с нами. У нас общая цель – развитие казахстанского футбола и нашей молодежи. Мы говорим не только о футболистах, но и о тренерах, судьях, менеджерах и других востребованных специалистах в спортивной индустрии. В Казахстане есть большой социальный запрос на футбол, особенно в регионах. В футболе нельзя получить результат здесь и сейчас", – заявил Турлов перед запуском лиги.
В названии QJ League прослеживается аналогия с English Premier League: организаторы понимают, что нейминг (процесс выбора имени для продукта) имеет большое значение. В лиге ушли от привычных на территории СНГ аббревиатур (КПЛ, РПЛ), благодаря этому бренд легко узнаваем и быстро запоминается.
По сути, на спортивном рынке появился продукт, который пытается отличаться от всего того, что есть в казахстанском футболе.
Чем именно?
Посещаемость
В лиге пытаются доказать, что на футбол (даже юношеский) может ходить больше людей. Это важный момент с точки зрения пополнения бюджета. В Европе билеты приносят клубам в среднем 15 процентов от ежегодного дохода: в казахстанском же футболе зачастую забывают, что на этом можно зарабатывать. Средняя посещаемость домашних матчей условной "Астаны" - 6000 человек, а на первый матч юношеской лиги, который проходил на стадионе "Астаны", пришло почти 18 тысяч человек. Это редкие даже для Премьер-лиги цифры.
С таким количеством зрителей прошел не только матч-открытие: QJ League провела футбольные фестивали в Актобе, Таразе, Атырау, Кызылорде и Алматы. Каждый из этих матчей посещали тысячи зрителей: основной причиной больших для Казахстана цифр является событийный маркетинг.
В лиге вызывали дополнительный интерес к матчам, привлекая к игре инфлюенсеров, музыкантов, звезд популярного сейчас медиафутбола. Тут четко прослеживается параллель с американским спортом: выступления звезд в перерывах или перед игрой в США стали традицией, потому что это привлекает огромное внимание зрителей. Музыкальные выступления добавляют шоу-бизнесный элемент, который привлекает не только поклонников футбола, но и широкую аудиторию.
ТВ-трансляции
Не каждый болельщик может приехать на стадион - для увеличения охвата QJ League организовала трансляцию матчей на отечественных ТВ-каналах (Qazsport, Q Arena, Q League и InSport). Одна игра впервые транслировалась сразу на четырех каналах - такого в казахстанском спорте еще не было.
Казалось бы, для чего это нужно юношеской лиге? Телевидение обеспечивает доступность продукта для широкой аудитории: таким способом в лиге привлекают каждого зрителя, при этом не боясь финансовых затрат.
Также лига транслирует свои матчи в интернете, привлекая комментаторов, что помогает дополнительно увеличить просмотры.
Фэнтези-турнир
Еще одним инструментом развлечения (и вовлечения) болельщиков стал турнир фэнтези: это виртуальная игра, в которой участники самостоятельно формируют свою команду из игроков лиги. Чем лучше сыграет реальный футболист на поле, тем больше баллов в зачет своей команды получит участник Fantasy League.
Фэнтези-лиги впервые были представлены широкой публике в начале 90-х в Английской Премьер-лиге: это не только элемент развлечения, но и серьезный аналитический и бизнес-инструмент. Чтобы добиться результатов в игре, нужно изучать результаты команд и следить за итогами матчей.
Фэнтези-футбол впервые заработал в Казахстане именно в QJ League. По сути, это дополнительный актив лиги, который может в дальнейшем продан спонсору и принести дополнительный доход.
Сайт и соцсети
QJ League запустил уникальный для казахстанского футбола сайт. Это интерактивный портал с подробной статистикой каждого клуба, матча и футболиста. Можно посмотреть количество точных передач, процент успешных единоборств и другую аналитику по игрокам: этому способствовало заключение контракта с сервисом Hudl. Сайтов нет даже у некоторых команд Премьер-лиги: юношеская QJ League стала примером для более серьезных клубов.
Айдентика социальных сетей QJ League также помогает выделятся на общем фоне. Узнаваемость, оперативность и подача материала выдает западный подход: лига берет пример с лучших.
Конечно, о доходах на данный момент говорить не приходится: все вышеперечисленные действия - это инвестиция в будущее.
Поэтому лига стремится не только запустить себя на рынке, но и развить футбольную отрасль в целом. Для этого она охватывает не только Астану и Алматы, но и регионы. Цель QJ League - активизировать социальные процессы по всей стране, выявить таланты и инноваторов, способных вывести футбол в стране на европейский уровень, тем самым сделав его коммерчески привлекательным.
Рекламный материал